МАРИАННА НИКИФОРОВА

 

 

 

 

 

 

 

стипендиаты фонда

Чио-Чио-сан из Якутии

Уроженке далекого якутского улуса Марианне Никифоровой, обладающей уникальным по красоте сопрано, еще в Уральской консерватории прочили счастливое будущее в мировом оперном искусстве. И она упорно работала, работала...

Как и когда она “посадила” голос, кто знает?! Но порой роковая случайность перечеркивает мечту.
Что же дальше: отказаться от выбранного в жизни пути?

Может, так бы и случилось, если бы опять не случай. На сей раз он свел ее с московским бизнесменом Владимиром Беланом, многие годы трудившимся прежде в сфере искусства. О том, какой счастливый поворот произошел в судьбе Марианны благодаря этой встрече, я узнал на недавней презентации Фонда Содействия Творческому Образованию, Развитию Науки и Культуры — “СТОРНиК”. Кстати, на том вечере, состоявшемся в Немецко-Русском доме на Малой Пироговке, мне и довелось познакомиться с президентом этой новой общественной организации Владимиром Беланом.

...Марианна Никифорова исполняла свою “коронную” партию — Чио-Чио-сан из оперы Пуччини. Ее голос звучал непринужденно, глубоко, эмоционально. А потом цветы сакуры словно унесло порывистым ветром. Темпераментно, с азартом певица запела русскую народную песню “Как на этой на долине”. Зал (в нем присутствовало много музыкантов) притих и внимательно слушал. Все понимали, что присутствуют при рождении будущей оперной звезды. Дружные аплодисменты, розы, слезы радости на глазах исполнительницы... Выступление на вечере примечательно еще и тем, что это редкая возможность услышать, как поет Марианна: ей противопоказана сейчас активная концертная деятельность, пока не восстановится голос.

...Уже два года Марианна живет в Москве и получает не только финансовую, но и творческую поддержку. Ее педагогом по вокалу стала заслуженная артистка России Надежда Шепелева — известная якутская певица.

Шепелева, человек уже преклонного возраста, посвящает Марианне все свободное время. По ее словам, она с удовольствием передавала бы свой опыт еще двум-трем молодым певицам.
Одна прекрасная тайна, какой и сегодня остается бельканто в мировой музыкальной культуре, соприкоснулась с другой. Семена падали и падают в благодатную почву... благодаря схожести высокого искусства пения, рожденного южанами, признанного повсеместно классическим, с малоизвестной манерой национального пения северян. Несмотря на то что Италия и Якутия этнически бесконечно далеки друг от друга, совершенно разные по своему климату, историко-культурному развитию, бельканто напоминает якутским певцам по голосовым возможностям, палитре их национальный эпос олонхо. Поэтому многие из них — пусть это и покажется спорным, невероятным — при определенной подготовке могли бы петь не хуже итальянцев.
Во всяком случае, Надежда Шепелева в это верит. Она настояла, чтобы Марианну прослушал живущий в Нью-Йорке Игорь Чичагов — один из самых глубоких в мире знатоков бельканто, друг и концертмейстер американской оперной звезды Розы Понсейль, член жюри Московского международного конкурса имени П.И. Чайковского. С согласия Чичагова Надежда Семеновна один раз уже летала к нему с Марианной, которая стажировалась у маэстро пять месяцев. Он высоко оценил ее талант и совместно с Шепелевой создал для молодой певицы особую методику для ее занятий в Москве.
Да, не оцени Владимир Белан талант Марианны, не пойми, что при определенной его огранке молодая певица может стать одной из лучших в мире Чио-Чио-сан и затмить блеск алмазов, которые добывают на ее родине, не было бы, наверное, сегодня и фонда “СТОРНиК”.

Всем известно понятие “Серебряный век”. Этот всплеск русского искусства точно совпадает со становлением российского капитализма и занятием им определенных позиций в стране и мире. Российские меценаты, которые помогали тогда состояться отечественному искусству, — это как минимум второе, а в основном третье, поколение российских капиталистов. Люди, уже укрепившиеся в своем деле, состоятельные. Мы переживаем сейчас период в чем-то похожий. Но характерно, что меценатство становится уделом людей, которые только-только организовали свой бизнес.

— Дел хватает, и мы работаем от А до Я, от Армении до Якутии. А это уже почти международный размах, — говорит неунывающий Владимир Белан. — На талантливых ребят, где бы они ни жили — в России или в бывших советских республиках — не жалко ни средств, ни времени. Вот только не хотелось бы, чтобы “алмазы”, которые мы открыли здесь, стали “брильянтами”, лишь уехав на Запад. Вопрос этот уже к президенту страны и к правительству. Хотя и маленький общественный фонд должен думать о будущем России, помогая талантливым людям

Николай Головкин

© "Версты" Общероссийская газета для всех, №118(245) 7 октября 2000 г